Проект Стратегии социально-экономического развития города Басарабяска на 2017 -2021 годы

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ г.БАСАРАБЯСКА

 на 2017-2021 годы

(г. Басарабяска, июль 2017 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегический план был разработан в рамках проекта общественного объединения «Женский клуб «Голубка» - «О городе заботимся вместе», совместно с Примарией г. Басарабяска.  Данная Стратегия стала возможной благодаря щедрой поддержке американского народа посредством Агентства США по Международному Развитию (USAID). Высказанные мнения принадлежат авторам материалов и не отражают в обязательном порядке взгляды USAID или Правительства США.

 

Содержание

 

Введение

 

I. Разработка и внедрение Стратегического плана развития

1.1          Значение Стратегического плана развития для г. Басарабяска

1.2          Процесс стратегического планирования

1.3          Организационный подход к реализации Стратегического плана

1.4          Концепция финансирования Стратегического плана развития

 

II. Анализ

2.1Основные данные о городе Басарабяска

2.2Историческая справка города. Географическое положение

2.3Социально-экономический анализ города

2.4Анализ сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT)

 

III. Видение, миссия, ценности и стратегические цели

3.1Видение

3.2Миссия

3.3Ценности

3.4Стратегические цели развития

 

IV. Стратегический план    

4.1Формулировка стратегических проблем

4.2План действий (проекты)

 

          Введение

Стратегический план социально-экономического развития города Басарабяска на период 2017-2021 (далее – Стратегический план развития) был разработан с целью определения приоритетов в развитии местного сообщества, выработки ключевых направлений при решении проблем города посредством объединения усилий всех членов сообщества, ориентированных на улучшение качества жизни жителей города.

Интерактивное стратегическое планирование развития города Басарабяска является инновационным благодаря двум ключевым составляющим данного процесса: вовлечение членов сообщества в разработку стратегии развития и использование новых методов образовательного процесса, который в большей степени обеспечивает общественное участие.

          Работа по разработке Стратегического плана развития включала в себя несколько составляющих: проведение цикла телепередач по конкретным темам с целью выявления проблем и проведения тематических рабочих ателье. Каждая из 4-х телепередач (11.05.2017г., 18.05.2017г., 25.05.2017г., 01.06.2017г.) имела свою тематическую направленность: проблемы молодежи города, по проблемы социально уязвимых слоев населения – пенсионеров, людей с ограниченными возможностями, безработных, домохозяек, проблемы трудоспособного населения и представителей бизнеса, проблемы этнических меньшинств, проживающих в городе. По итогу проведения телепередач, при непосредственном участии жителей города Басарабяска было выявлено более 60 проблем.

Образовательная составляющая базировалась на методе Симона Колвийка, консультанта Голландского Института по делам культуры. Применённый метод основывается на современных инструментах выявления мнений участников: Дискуссионный Метод и Основной Метод Семинара.

Дискуссионный Метод был использован при групповом общении и позволил участникам проявить творческий подход, поделиться опытом и обогатить знания каждого по какой-либо теме; в итоге – данный метод позволил достигнуть консенсуса в группе и повлиял на сплочение. Основной Метод Семинара был использован в рамках проведения цикла рабочих ателье при разработке стратегического плана и позволил участникам максимально сконцентрироваться на идеях будущего развития города, выявить как можно больше решений и сформулировать возможные пути будущих проектов.

Первый шаг в процессе стратегического планирования развития города Басарабяска состоял в заключении предварительного соглашения с местной администрацией по вопросу необходимости стратегического планирования. Участие местных органов власти проявилось в поддержке и дальнейшем участии: предоставление необходимой информации для работы по планированию – кто должен быть вовлечен, легитимность, деятельность по оценке, бюджет, место для встреч. Таким образом, с самого начала выявилась группа активных граждан, которые договорились по поводу организационных моментов, ролей в процессе стратегического планирования. Инициативу при проведении стратегического планирования взяло на себя Общественное объединение «Женский клуб «Голубка» города Басарабяска, получившее финансовую поддержку USAID через fhi360 в рамках проекта «О городе заботимся вместе», в рамках которого был разработан данный документ.

Входе процесса разработки Стратегического плана развития были собраны статистические данные для оценки возможностей сообщества. Эти шаги позволили подготовить сообщество для участия в разработке  стратегического планирования на 5 лет.

Проектные инициативы и план действий был разработан с учётом успешного опыта, таким образом, обеспечив положительное отношение участников ателье и установление четких ориентиров и тенденций развития.

Рабочие ателье по планированию предусматривали проведение четырёх рабочих сессий по темам: «Стратегическое планирование и проблемы местного сообщества», «Стратегический и Операционный план мероприятий инфраструктурного стратегического направления», «Стратегический и Операционный план мероприятий экономического стратегического направления», «Стратегический и Операционный план мероприятий социального стратегического направления». Так же как и на начальном этапе, так и на протяжении всего процесса стратегического планирования, были детально проанализированы принципы стратегического планирования. Это было необходимо для обеспечения совместимости между новыми подходами к стратегическому планированию и традиционными навыками, основанными на административных методах.

В процессе всей работы над Стратегическим планом развития акцент делался на активное участие всех граждан, исходя из интересов всех членов сообщества. Такая форма проведения работы была достаточно эффективной благодаря большому количеству участников, предоставляя общественности возможность высказать свои мнения по будущему плану.

Следующим этапом в процессе разработки Стратегического плана развития стали публичные слушания, которые состоялись 20 июля 2017 года в зале заседаний примарии грода Басарабяска. В них приняли участие ____ человек.

          Работа по разработке Стратегического плана развития завершилась разработкой легитимной основы: обсуждение и принятие Стратегического плана развития на заседании городского Совета. Таким образом, решением №___ от ____________ 2017 года был утвержден Стратегический план социально-экономического развития города Басарабяска до 2021 года.

 

I. Разработка и внедрение Стратегического плана развития

1.1Значение Стратегического плана развития для г. Басарабяска

Ключевой целью разработки Стратегического плана социально-экономического развития г. Басарабяска (далее – Стратегический план г.Басарабяска) является придание устойчивой основы процессу городского развития, достижение общественной консолидации различных слоев населения и субъектов социально-экономической деятельности, повышение эффективности управления городским хозяйством, рубличным имуществом и финансовыми ресурсами. Реализация и постоянный мониторинг Стратегического плана г. Басарабяска являются важнейшими условиями обеспечения экономической и социально-культурной конкурентоспособности и устойчивого развития города.

У каждого населенного пункта, в том числе г. Басарабяска должно быть собственное  обоснование стратегической концепции развития для обеспечения местного экономического развития и планомерного реформирования экономических, социальных и культурных сфер. Выбор эффективных путей развития города осуществляется на местном уровне посредством создания партнёрства между органами местного публичного управления, бизнес сообществом и гражданским обществом, в том числе и жителями города и, принимая во внимание местные ресурсы и экономические политики.

Стратегический план развития определяет приоритеты деятельности примарии города на период 2017-2021 годы, ее цели, задачи, социальную и экономическую политику, призванную активизировать и стимулировать производство, переработку и реализацию конкурентноспособной продукции и услуг, структурные изменения, консолидацию жителей города на главных напаравлениях жизнедеятельности, на создание условий для повышения жизненного уровня и стабильности в обществе.

Стратегический план г. Басарабяска представляет точно и ясно каждый этап развития экономики и социальной сферы и ресурсы города, необходимые для осуществления каждого из этих этапов.

Стратегический план г. Басарабяска основывается не на каких-то сомнительных, а на реальных проектах, которые могут быть реализованы, опираясь на собственные и привлеченные ресурсы, в том числе международные программы и фонды, средства экономических агентов,  учреждений, организаций и жителей города.

Реализация Стратегического плана развития позволит привлечь средства для создания современных производств и увеличить количество эффективных рабочих мест, что положительно скажется на денежных доходах населения и его платежеспособном спросе.

 

1.2.Процесс стратегического планирования

В процессе развития и внедрения Стратегического Плана, важно сделать акцент на создание партнерств между публичным и частным секторами, а также на подержание постоянного равновесия между местным экономическим развитием, охраной окружающей среды и обеспечением социальной защиты жителей села.

Стратегия социально-экономического развития была разработана рабочей группой по стратегическому планированию, в которой приняли участие:

1.    Валентин Чимпоеш, примар города Басарабяска.

2.    Василий Крушка, заместитель примара города Басарабяска.

3.    Мунтян Марина, главный бухгалтер примарии города Басарабяска.

4.    Воронюк Раиса, председатель Женского клуба «Голубка», координатор проекта.

5.    Донич Татьяна, член Женского клуба «Голубка», ассистент проекта.

6.    Бакал Валентина, советник Городского Совета.

7.    Великогло Мария, советник Городского Совета.

8.    Кирков Андрей, советник Городского Совета.

9.    Лингурарь Евгения, экономист примарии.

10.Плукчи Ульяна, инженер-землеустроитель примарии.

11.Гимишли Вера, отдел экономики Районного Совета.

12.Иванова Наталья, районное бюро статистики, член Женского клуба «Голубка».

13.Иовчев Павел, специалист примарии по проблемам молодежи.

14.Бусуек Елена, отдел социального обеспечения.

15.Цуркану Алла, отдел социального обеспечения.

16.Шупак Федор, Совет ветеранов.

17.Флоря Ирина, директор детского сада «Солнышко».

18.Маслинкова Беактриса, директор детского сада «Аленка».

19.Турутя Валентина, директор детского сада «Андриеш».

20.Голубей Ольга, воспитатель детского сада «Андриеш».

21.Мельник Прасковья, детский сад «Антошка».

22.Тугай Раиса, детский сад «Антошка».

23.Заимов Марк, Общественный Совет города.

24.Тануркова Анна, МП «Апэ канал».

25.Михни Георгий, директор МП «Аква Басарабяска».

26.Мунтян Алла, МП «Аква Басарабяска».

27.Лященко Александр, МП ЖКХ.

28.Резниченко Светлана, помощник директора лицея Матей Басараб.

29.Шибанова Александра, лицей им. Гоголя, член Женского клуба «Голубка».

30.Янчева Светлана, городская библиотека.

31.Яворович Татьяна, Центр здоровья, член Женского клуба «Голубка».

32.Белоус Дорина, директор районной поликлиники.

33.Марашлец Сергей, директор Дома культуры.

34.Волощук Диана, молодежный центр «Феникс».

35.Романова Светлана, молодежный центр «Феникс».

36.Слюсаренко Ирина, молодежный центр «Феникс».

37.Михеев Андрей, молодежный центр «Феникс».

38.Переверзева Александра, директор школы искусств.

39.Арделяну Георгий, председатель территориальной организации Общества слепых.

40.Брынза Игорь, ОО «ADC».

41.Кодица Юлия, председатель ОО «Feed-Back».

42.Жуковская Вита, предприниматель.

43.Гузун Мария, предприниматель, член Женского клуба «Голубка».

44.Луцик Валентина, предприниматель.

45.Кичук Людмила, член Женского клуба «Голубка».

46.Димов Владислав, житель города Басарабяска.

47.Столяров Николай, житель города Басарабяска.

В процессе разработки Стратегического плана развития принимали участие эксперты по стратегическому планированию Виталий Кюркчу и Елена Веселовская

 

1.3 Организационный подход к реализации Стратегического планирования

В целях разработки  проекта Стратегического плана социально-экономического развития города Басарабяска до 2021 года  и дальнейшего внедрения данного документа примар города создал рабочую группу. По итогам каждого квартала рабочая группа будет проводить заседания и обсуждать реализованные шаги по внедрению Стратегического плана развития на основе информации, подготовленной примаром города Басарабяска. По итогам календарного года рабочая группа будет обсуждать и утверждать результаты внедрения Стратегического плана развития, а также предлагать изменения в процессе его мониторинга и реализации.

          Состав рабочей группы по внедрению может изменяться на протяжении всего процесса внедрения Стратегического плана развития. Примар города, консультируясь с рабочей группой, может создавать и другие рабочие группы для поддержки процесса внедрения Стратегического плана развития и отдельных проектов.

          Рабочая группа по внедрению ответственна за реализацию следующих шагов:

·       оказание информационной, административной и логистической поддержки для внедрения Стратегического плана развития;

·       координация действий между местными, национальными и международными участниками по внедрению Стратегического плана развития;

·       обеспечение пересмотра и доработки Стратегического плана развития в случае выявления новых приоритетов или в связи с успешной реализацией проектов, первоначально включенных в данный стратегический документ;

·       идентификацию и привлечение опытных экспертов для обеспечения разработки и внедрения приоритетных проектов, включенных в Стратегический план развития.

 

1.4 Концепция финансирования Стратегического плана развития

Финансирование Стратегического плана развития будет осуществляться следующим образом:

1.    Примария города Басарабяска и городской Совет на протяжении всего этапа внедрения Стратегического плана развития будет направлять в приоритетном порядке средства из городского бюджета на финансирование приоритетных проектов.

2.    При выделении средств из бюджета Басарабяского района на финансирование проектов, расположенных на территории города Басарабяска, районный Совет в первоочередном порядке руководствуется приоритетными проектами, включенными в Стратегический план развития.

3.    Стратегический план развития также будет финансироваться в рамках программ международных организаций и фондов, национальными и международными донорами.

4.    Одним из ключевых источников финансирования Стратегического плана развития будут средства жителей и экономических агентов города Басарабяска, а также осуществление прямых инвестиций в развитие бизнес среды от потенциальных инвесторов.

Использование в комплексе всех источников финансирования, создаст предпосылки для внедрения Стратегического плана развития.

 

II. Анализ

2.1 Основные данные о городе Басарабяска

Название населённого пункта:

Город Басарабяска

Год основания - 1849

Герб города:

Географическое положение:

 

Город расположен на юге Молдовы. С юга граничит с автономно-территориальным образованием Гагаузия «Гагауз Ери», с северной стороны – с селом Абаклия Басарабяского района, с восточной – с Республикой Украина.

Высота над уровнем моря: 41 метр.

Координаты 46°19′51.960″ с.ш. 28°58′22.080″ в.д.

Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3.

Административно-территориальный состав:

Город Басарабяска является районным центром.

Общая площадь:

Общая площадь земель города – 2899 га.

Орошаемых земель нет. В городе есть 3 озера общей площадью 20,5 га, река Когыльник протяженностью 12 км (в т.ч. 5 км русла реки по территории города).

Количество жителей:

Общая численность (на 01.01.2017) – 10 805 человек.

В городе работают 3916 человек; в других населённых пунктах, включая за границей 3000 чел.

Плотность населения:

48 человек на 1 кв.км.

Инфраструктура:

Общая протяжённость города с севера на юг - 5,6 км;

Количество улиц/дорог – 89

Общая протяженность дорог в городе – 38,6

Центральная улица города является трассой международного значения, которая связывает город с Одесской областью Украины.

Железная дорога связывает город с Кишиневом, городом Рени в Украине, а также мун.Комрат, г. Кахул и речным портом Джурджулешты.

В городе числится 5580 домовладений и квартир из которых 3620 домов.

Контактные данные:

Адрес примэрии: ул. К.Маркса 57, город Басарабяска, Республика Молдова, MD-6702.

Тел: примар (297) 21-4-95, секретарь (297) 22-6-60

e-mail: primaria.basarabeasca@yandex.ru

https://www.primariabessarabka.md/

2.2 Историческая справка. Географическое положение.

Город Басарабяска был основан как еврейская сельскохозяйственная колония Романовка в середине XIX века. Очень долгое время  датой основания  колонии считалось 3 августа 1856 года. Но в 2005 году уроженка и жительница нашего города Наталья Чебанова при финансовой поддержке некоторых экономических агентов города, проведя большую исследовательскую работу, издала книгу «Страницы истории г.Басарабяска», в которой говорится, что «статистические данные о еврейской колонии Романовка содержатся в архивном деле №1045. (Фонд 6, Инв.8). Данный документ указывает, что еврейская сельскохозяйственная колония Романовка (в документах встречается под названием Романенко) Бендерского уезда была основана в 1849 году на земле, принадлежащей наследникам Губернского Секретаря Ф.Романенко».

Но это – одна часть города Басарабяска. Другая его половина имеет  свою историю рождения. Когда во времена русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Бессарабии строилась Бендеро-Галацкая магистраль, в двух километрах от деревни Романовка появилась станция Лейпцигская. Она была образована 1 сентября 1879 года и состояла в виде путей из 2-3 разъездов. В 1917 году железнодорожная станция уже называлась – Бессарабская. «Точных данных о том, откуда и как появилось название ст. Бессарабская не было найдено, - говорится в исследовательской работе Натальи Чебановой. – Объяснение нам дают фольклор и устное народное творчество местных жителей: «Якобы, для поездов, которые прибывали сюда из России и Украины, эта железнодорожная станция была первой, где они останавливались. Поэтому она и была  названа станция Бессарабская».

На заседании Сфатул Цэрий от 27 марта 1918 года было принято решение об объединении Бессарабии с Румынией. Бессарабия была разделена на 9 уездов: Хотинский, Бельцкий, Сорокский, Оргеевский, Тигинский, Измаильский, Кагульский, Лэпушна и Четатя Албэ. Вследствие всех этих изменений в период 1918-1940 гг деревня Романовка входила в состав Тигинского уезда.

В результате административной реформы 1925 г. Коммуна Романовка получила новое название – Романешть.

В результате подписания пакта Риббентропа-Молотова в 1940 году Бессарабия и Северная Буковина были включены в состав СССР. 2 августа 1940 года в Москве состоялась VII сессия Верховного Совета СССР, на которой было принято решение о создании Молдавской Советской Социалистической республики.

Указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР от 11 ноября 1940 года на правобережной территории Молдавии были образованы районы. Романовский район вошел в состав Бендерского уезда.

В сентябре 1957 года Романовка и железнодорожный поселок Бессарабка были соединены в один населенный пункт, который стал называться Бессарабка. С этого момента и до 1959 года Бессарабка являлась административным районным центром. В 1959 году Бессарабский район был ликвидирован и до 1979 года поселок Бессарабка входил в состав Чимишлийского района.

5 декабря 1979 года Указом Президиума Верховного Совета МССР был образован Бессарабский район, а Бессарабка снова стала районным центром.

В 1989 году решением сессии поселкового Совета народных депутатов поселку городского типа Бессарабка был придан статус города и он был переименован в Басарабяску. Согласно переписи населения в 1989 г в поселке Бессарабка проживало 15.114 жителей, из них 30% украинцы, 29% болгары, 16% молдаване, 12% русские и 6% гагаузы.

Вторая составляющая истории города Басарабяска – это становление и развитие железнодорожного узла, который берет свое начало со станции Бессарабская. Она была образована 1 сентября 1879 года в виде разъезда из 2-3 путей. Рельсы были  самых разнообразных профилей – стальные и железные, длиной 6-7 метров. Шпалы – деревянные на песчаном балласте.

28 июня 1940 г. были организованы Басарабяская Дистанция пути (ПЧ-3) и Дистанция Сигнализации и связи (ШЧ- 2).

6 сентября 1940 г. на станции Басарабяская была организована Жилищно – Ремонтная Контора. Она обслуживала участок Басарабяская – Рении – Прут – Злоць – Белгород-Днестровск. Контора занималась обслуживанием 58 жилых домов и служебных помещений.

Однако дальнейшее экономическое развитие поселка и железнодорожной станции было прервано Великой Отечественной Войной. С 6 июля 1941г. была начата эвакуация предприятий и учреждений. Последний обоз выехал с территории посёлка 17 июля 1941г.

В период фашистской оккупации 1941-1944г.г. экономическая жизнь в поселке замерла, станционное хозяйство железнодорожной станции практически не развивалось. Все товарные поезда следовали на ручном торможении: на каждый поезд выделялось по 8 тормозильщиков. Дежурных  на станции било только двое. Дежурили через сутки. Сортировочных горок или других специальных обустройств на станции Басарабяская не было.

После 1944 г. была восстановлена и получила дальнейшее развитие Басарабяская Дистанция Сигнализации и связи (ШЧ-2).

В послевоенный период постепенно начинается восстанавливаться промышленный потенциал республики. Огромная роль отводилась железнодорожному транспорту. К 1950 г. было  в основном восстановлено разрушенное хозяйство Басарабяской железнодорожной станции. Начался период ее дальнейшего развития.

В 1953 г. был построен новый железнодорожный вокзал. Через год образовался льдопункт. Силами работников станции были сооружены северная, затем южная сортировочные полугорки.

В 1955 г. открылся пункт электростанции – 4 локомобиля мощностью 1200 к.Вт. В 1968г. их сменили мощные дизельные установки. Они питали электроэнергией поселок  Романовка, станцию, железнодорожный поселок, скважины ст. Березино.

В 1950 – 1960 гг. началось техническое перевооружение народного хозяйства бывшего СССР. В 60-е годы в депо железнодорожной станции Басарабяская паровозы были заменены тепловозами.

В 1968г. было образовано Бассарабское Рефрижераторное вагонное депо (ВЧД – 2).

В 1982 г. было организовано Бассарабское вагонное Депо (ВЧД – 4). Численность работников депо на 1 января 1983г. составляло 868 человек. Была проверена большая работа по восстановлению цехов и рабочих мест на территории депо. Было улучшено путевое развитие для подачи вагонов и ремонт под крышу вагоносборочного цеха, в 1989г. был построен ангар. Были механизированы трудоемкие процессы.

В 1983г. электрическая централизация стрелок и сигналов была внедрена на станции Басарабяская.

В декабре 1977г. была образована Басарабяская Дистанция Электроснабжения. Железнодорожный узел Басарабяска объединял 13 отраслевых предприятий. Стратегически важными для стальной магистрали республики являются дистанции пути, ВЧД – 2 и ВЧД – 4, дистантанция сигнализации и связи, железнодорожная станция, оборотное локомотивное депо. Свой ежедневный вклад в развитие железнодорожного транспорта Республики Молдова и обеспечение безопасности движения поездов до 1989 года вносили около 4.000 железнодорожников. На сегодня предприятие МЖД в Бесарабяска объединяет 11 предприятий и  численность персонала составляет 1200 человек. Басарабяский железнодорожный узел сегодня обслуживает 88 км путей.

До 1989 года сельское хозяйство было одной из ключевых сфер экономики, где производство винограда занимало важную составляющую. На промышленных предприятиях выпускалась посуда алюминиевая литая, сетка металлическая, швейные изделия. Работали филиалы Кишиневского электро-механического завода, завода «Мезон», промкомбинат, где было развито прядильное, швейное, ткацкое, кирпичное производства.

Город Басарабяска расположен на юге Республики Молдова в пойме рек Когыльник и Ларга. С юга граничит с автономно-территориальным образованием Гагаузия «Гагауз Ери», с северной стороны – с селом Абаклия Басарабяского района, с восточной – с Республикой Украина. Через город проходит международная автотрасса, которая ведет к международному таможенному пункту Серпневое, Украина, который размещен на восточной окраине города Басарабяска. Расстояние до столицы Республики Молдова мун.Кишинев – 100 км, до важного торгового центра в Украине – г. Одесса – 200 км. Расстояние до мун.Комрата – столицы АТО Гагаузия – 30 км. В Басарабяске находится один из крупнейших железнодорожных узлов Молдавской железной дороги. В городе постоянно дислоцируется отряд пограничной службы. Основные строения города расположены в низине, и он условно подразделяется на несколько микрорайонов: Романовка, Флэмында, Станция, Совхоз.

 

2.2. Социально-экономический анализ города

2.2.1. Органы местного публичного управления.

Органы местного публичного управления состоят из представительных органов публичного управления и исполнительных органов публичного управления (местный совет, примар).

Местное публичное управление в городе Басарабяска осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Молдова, Законом РМ О местном публичном управлении № 436-XVI от 28.12.2006.

Местное публичное управление в городе Басарабяска осуществляется городским Советом, в состав которого входят 23 человека, как представительный орган власти и примаром как исполнительным органом власти, который руководит аппаратом примэрии в количестве 14 человек.

В состав городского совета входят 23 советника, из которых 3 представляют ПКРМ, 9 - от Нашей партии, 1 - от ДПМ, 10 - от ПСРМ. В рамках работы городского Совета были сформированы из числа своих членов с учётом местной специфики и необходимости 5 специализированных консультативных комиссий по различным направлениям деятельности. При организации заседаний, городской Совет руководствуется соответствующим Регламентом.

Примаром города Басарабяска является избранный на местных выборах в 2015 году Чимпоеш Валентин Владимирович, он исполняет первый мандат.

Примария города в своей работе придерживается соблюдения Конституции и законов Республики Молдова, Решений городского Совета. Еженедельно аппарат примэрии осуществляет текущее управление всеми секторами экономики города и социальной сферы, обеспечивает эффективную жизнедеятельность подведомственных бюджетных учреждений и муниципальных предприятий. Проводится на постоянной основе рассмотрение обращений граждан для решения проблем, возникающих в городе. Сотрудники примарии имеют опыт в области стратегического планирования. Примэрия оснащена 13 компьютерами с подключением к сети «Интернет».

 

2.2.2. Бюджет города Басарабяска

Доходы в городской бюджет в 2016 г. составили 12 502,7 тыс. лей. Собственные доходы составляют 4 494,2 тыс. лей, или 35,95% от доходов бюджета. Остальная часть доходов 8 008,5 тыс. лей составляют трансферты. Анализируя исполнение местного бюджета, необходимо отметить, доходная часть была перевыполнена на 48,3 тыс. лей, хотя по собственным источникам доходов в виде налогов и платежей за аренду недовыполнение составило 17,2 тыс. лей. Фактическое перевыполнение возникло за счет увеличения средств, поступивших от приватизации муниципального жилья и земельных угодий.

Расходы из городского бюджета в 2016 г. не превысили доходов и составили  12 204,7 тыс. лей.

 

 

 

Местный бюджет за 2016 год

ДОХОДЫ

п/п

Наименование статьи доходов

План

Фактич.

доходы

+

_

 1.

Подоходный налог с заработной платы

1450,0

1555,4

+ 105,4

 2.

Налог на доход с опер.недвижимого имущества

-

68,1

+ 68,1

 3.

Земельный налог на земли с/хозяйственного назначения

88,1

88,1

 

 4.

Зем.налог на земли не с/хоз.назначения

18,7

18,7

 

 5.

Земельный налог с пастбищ и сенокосов

8,8

9,4

+ 0,6

 6.

Земельный налог с/х с КФХозяйств

65,1

65,1

 

 7.

Налог на недвижимое имущество юридических лиц

104,4

104,4

 

 8.

Налог на недвижимое имущество с коммерческих организаций

70,4

71,6

+ 1,2

9.

Налог на недвижимое имущество жил.физических лиц

234,6

241,4

+ 6,8

10.

Приватный налог

28,1

28,1

 

11.

Сбор за услуги по перевозке пассажиров

25,2

25,2

 

12.

Сбор за размещение рекламы

49,6

50,9

+ 1,3

13.

Сбор за организацию аукционов, лотерей

 

 

 

14.

Плата за разрешение строительных работ

10,0

2,5

- 7,5

15.

Процент на остатки средств в банке

 

 

 

16.

Арендная плата за земли с/х назначения

108,8

109,3

+ 0,5

17.

Арендная плата за земли не с/х назначения

114,1

63,2

- 50,9

18.

Плата за патент

180,0

194,2

+ 14,2

19.

Рыночный сбор

90,4

90,4

 

20.

Сбор на благоустройство территории

199,8

202,0

+ 2,2

21.

Сбор за размещение объектов торговли

430,0

427,1

- 2,9

22.

Прочие поступления

1,7

- 8,4

- 10,1

23.

Административные штрафы и санкции

90,0

7,0

- 83,0

24.

Поступления от аренды публичной собственности

207,9

218,8

+ 10,9

25.

Поступления специальных средств

405,0

391,7

- 13,3

 

                                       ИТОГО:

4041,5

4024,3

- 17,2

26.

Трансферты на зарплату (детские сады)

6926,8

6926,8

 

27.

Трансферты общего назначения

693,3

693,3

 

28.

Трансферты из районного бюджета

7,0

7,0

 

29.

Поступления от инвестиционных фондов

381,4

381,4

 

 

                                       ИТОГО:

8008,5

8008,5

 

30.

Средства от продаж квартир

308,2

344,7

+ 36,5

31.

Средства от продаж объектов недвижимого фонда

 

 

 

32.

Средства от продажи земли

96,2

125,2

+ 29,0

 

                              ИТОГО:

404,7

469,9

65,5

 

                              ВСЕГО:

12 454,4

12 502,7

+ 48,3

 

РАСХОДЫ

п/п

Наименование учреждения

План

Факт.

1.

Аппарат примэрии

2049,3

1984,5

2.

Молодежный центр

490,8

423,5

3.

Детские сады

7480,0

7405,5

4.

Библиотеки

574,4

532,3

5.

Дом культуры

396,6

395,3

6.

Культурные мероприятия

120,0

120,0

7.

Социальная поддержка

110,9

82,8

8.

Благоустройство

1605,5

1260,8

 

ИТОГО:

12 767,5

12 204,7

 

 

Из анализа бюджета города, видно, что основная часть бюджета пополняется за счет трансфертов и субсидий. По этим причинам считаем, что город Басарабяска не имеет достаточно собственных финансовых ресурсов для инвестиций в местную инфраструктуру и обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

 

2.2.3. Внедрение проектов.

За период 2010-2016 гг. на территории г. Басарабяска на развитие инфраструктуры и социальной поддержки населения было направлено 8480,0 тыс. леев, в том числе:

·       за счет средств государственного бюджета – 650,0 тыс. леев;

·       из районного бюджета – средства не были выделены;

·       из городского бюджета примэрии – 780,0 тыс. леев;

·       проекты и гранты – 7050,0 тыс. леев;

·       средства экономических агентов и населения – не  принимали участие;

·       гуманитарная помощь – не было выделено средств.

За 2015-2016г.г. в городе Басарабяска были реализованы следующие проекты:

1. Реконструкция канализационных сетей г. Басарабяска в сумме 1780,0 тыс. лей, при поддержке Экологического фонда РМ.

2. Благоустройство и озеленение сквера Любви и Добра в г. Басарабяска рамках проекта ОО Женский клуб «Голубка» «Народный сквер-2» в сумме 350 тыс. лей, при поддержке Фонда Восточная Европа.

 

2.2.4. Демографическая ситуация. Население трудоспособного
                   возраста. Население, работающее за рубежом. Тенденции
2.2.4.1. Население города Басарабяска

На территории г. Басарабяска по состоянию на 01.01.2017г. проживают 10805 человек. В структуре населения по половому признаку мужчины составляют 5399 человек, что составляет 49,97%, и соответственно, 5406 женщин или 50,03% от населения города. Соотношение между мужчинами и женщинами составляет 1:1,001.

По состоянию переписи 2014 года (численность населения 10869 человек) на долю молдаван приходится 46,6% (5065 человек) от общей численности жителей населенного пункта, гагаузов – 18,7% (2033 человек), русских – 12,2% (1326 человек), украинцев – 9,4% (1022 человек), болгар – 6,6% (717 человека), ромов – 2,9% (315 человек), румын – 2,8% (304 человека), других национальностей – 0,8% (87 человека).

Демографический индекс отрицательный. В 2016 году родились 116 детей, а 128 человек умерли. Количество разводов незначительно превышает количество браков. Так, в 2016 году было зарегистрировано 65 брака и 67 разводов, а в 2015 году зарегистрировано 62 брака и 70 разводов.

Таблица 1.

Население города Басарабяска по возрастным группам в 2016 году.

 

Население по возрастам:

ед. изм.

Басарабяска

%

Бесарабяский район

% от населения района

0-14 года

чел.

1810

16,75

 

 

15-56/61 лет

чел.

7180

66,45

 

 

57/62 и более

чел.

1815

16,8

 

 

Всего

 

10805

100

 

100

 

Источник: Данные примарии Басарабяска

 

2.2.4.2. Население в трудоспособном возрасте

Население в трудоспособном возрасте на 01.01.2017 г. в городе Басарабяска составляет 7180 человек, или 66,45% от общей численности населения города и ???% от количества населения в трудоспособном возрасте района.

 

2.2.4.3. Миграция населения

Миграционные процессы влияют на демографический профиль и играют важную роль в экономической и социальной жизни города Басарабяска и района в целом. Отсутствие рабочих мест заставляет многих людей искать работу за пределами населенного пункта. Таким образом, по состоянию на 01.01.2017 из г. Басарабяска около 3 тысяч человек находился за пределами в поисках работы, и абсолютное большинство, находились за пределами страны, предпочитая такие страны, как Российская Федерация, Турция, страны ЕС.

Существуют три основных миграционных потока, отличающихся по своей интенсивности:

·                Миграция из города в соседние населенные пункты. Данное явление прослеживается на практике, население устремляется в основном в город Комрат. Речь идет, главным образом, о молодежи для поступления в Комратский Государственный Университет, а также в поисках работы. Вместе с тем, интенсивность данного процесса очень низкая и маловероятно, чтобы она усилилась в ближайшем будущем.

·                Миграция из города в Кишинев. По данному направлению мигрируют, главным образом, студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях в Кишиневе и обосновывающиеся затем в столице.

·                Эмиграция (миграция за пределы Республики Молдова). Это наиболее сильный миграционный поток населения из г. Басарабяска. По данным примэрии населенного пункта за 2016 год, около 3 тысяч человек «временно отсутствовали», что представляет около 27,7% населения города. Таким образом, отсутствие рабочих мест заставляет многих людей искать работу за пределами населенного пункта.

Отмечается устойчивая тенденция сохранения уровня числа граждан, выехавшие за пределы населенного пункта в т.ч. в другие страны на работу.

В населенном пункте отмечается высокий уровень миграции молодежи. Основными причины миграции молодежи являются:

 (а) продолжение учебы в высших и средних специальных учебных заведениях.

 (б) поиск работы.

 (в) отсутствие развитой инфраструктуры в городе, в том числе досуга для молодежи.

Так как, в городе нет возможности продолжить учебу после окончания лицейского образования в университете или колледже, выпускники вынужденно уезжает из города для получения последующего средне-специального и высшего образования в заведениях Республики Молдова и за рубежом, а также в поисках работы. Из-за практически абсолютного отсутствия рабочих мест в родном городе процент возврата по окончании учебных заведений крайне низок.

На основании анализа демографических показателей, можно сделать вывод, что социально-экономическое развитие г. Басарабяска зависит, в большой степени, от эффективности формирования и использования человеческого потенциала. В последние годы г. Басарабяска сталкивается с рядом демографических проблем, такими как, падение рождаемости, рост смертности, старение населения, миграция населения в поисках работы за пределы населенного пункта. Кроме того, множество социальных, экономических, политических, культурных и прочих неблагополучных эффектов требуют разработки эффективных мер для стабилизации ситуации со стороны органов местного публичного управления города.

 

2.2.5. Основные секторы экономики. Основные экономические агенты.

Экономика города Басарабяска представлена в различных секторах, таких как сельское хозяйство, сектор услуг, торговля, и т.д. Сельское хозяйство и промышленность по-прежнему являются наиболее важными секторами экономики г. Басарабяска.

Производство зерновых, фруктов и овощей, виноградарство являются основными секторами сельского хозяйства города и района. Сельское хозяйство до настоящего времени зависит от климатических факторов, периодов засухи и имеет, в основном, экстенсивный характер.

Земельный фонд города Басарабяска составляет 1474,2284 га, из которых большинство – 1466,6286 га или 99,48% земель для сельскохозяйственных целей.

Из земель, предназначенных для сельского хозяйства, пахотные земли составляют 1065,8051 га или 72,67%, многолетние насаждения 374,5285 га, что составляет 25,54%, пастбища – 16,395 га или 1,12%, сенокосы – 9,9 га или 0,15%. Следует отметить в составе многолетних насаждений наличие плантаций ореховых насаждений, которые составляют 8,19 га или 2,19% от общей площади многолетних насаж

Таблица 2.

Земельный фонд г. Басарабяска

 

 

наименование

Площадь, га

%

1

Баланс земли по примэрии

1474,2284

100

 

в т. ч.

 

 

2.

Всего земель с/х назначения

1466,6286

99,48

 

в т. ч.

 

 

2.1

Пашня

1065,8051

72,67

2.2

Многолетние насаждения, в т.ч.

374,5285

25,54

2.2.1

Сады

183,0704

12,48

2.2.2

Виноградники

183,2681

12,49

2.2.3

Орехи

8,19

0,57

2.3

Пастбища

16,395

1,12

2.4

Сенокосы

9,9

0,15

3.

Всего земель несельхоз назначения

7,6

0,52

 

в т. ч

 

 

3.1

дороги

1,22

0,08

3.2

постройки и дворы

5,3798

0,36

3.3

лесные насаждения

1

0,08

 

Источник: Данные примария города Басарабяска.

 

Можно сделать вывод, что на ¾ площадей земель, предназначенных для сельского хозяйства выращиваются зерновые, подсолнечник, кукуруза и т.д., 25,54% заняты многолетними насаждениями, такими как виноградники 183,2681 га, что составляет около 12,49% площадей и сады занимают 183,0704 га или 12,48%. Значительные площади – 16,395 га, или 1,12% занимают пастбища.

Сфера услуг и торговли в селе представлена 95 продовольственными и промышленными магазинами и 10 предприятиями общественного питания. Торговая площадь составляет 10621 м2, в том числе в сфере общественного питания около 600 м2, численность персонала, занятого в этой сфере – 320 человек, посадочных мест – 100.

На конец 2016 года в городе зарегистрировано 241 экономических агентов и 112 патентообладателей. Экономические агенты зарегистрированы в следующих организационно-правовых формах: муниципальных предприятий 3 или 1,2%; крестьянских хозяйств 38 или 15,77%; индивидуальных предприятий 115 или 47,72%; акционерных обществ 5 или 2,1%; обществ с ограниченной ответственностью 80 или 33,21%. Из числа зарегистрированных предприятий, 80 в сфере промышленности и сельского хозяйства, вместе с тем из них только 25 действующих предприятий, в том числе 18 предприятий в сельском хозяйстве. 2 предприятия в городе предоставляют услуги сауны.

В городе организованы маршруты общественного транспорта.

В городе Басарабяска функционирует рынок, находящийся на балансе УниверсКООП Басарабяска. На нем организована торговля продовольственными и промышленными товарами. Его проектная  мощность - 150 торговых мест, но в результате кризисных явлений они задействованы на 60%, т.е. торговля осуществляется на 90 торговых местах в основном обладателями патентов .

Сфера услуг недостаточно развита, так большинство потребительских услуг оказывается жителям города  обладателями патентов (например, ремонт одежды и обуви, часов, электрических бытовых приборов и т.д.).

В городе Басарабяска работают 2 ветеринарные аптеки, но нет пункта искусственного осеменения животных, а также авторизированного и сертифицированного пункта забоя скота. Это создает сложности для соблюдения действующих норм, регламентирующих сферу выращивания домашних животных в личных подсобных хозяйствах.

В городе Басарабяска функционируют филиалы трех коммерческих банков, обслуживающих население города и экономических агентов: Молдова-Агроиндбанк, ФинКомБанк и Молдинкомбанк, а также филиалы трех страховых компаний: АСИТО, Grawe-Carat, МОЛДАСИГ.

 

2.2.6. Уровень развития местной инфраструктуры (дороги, транспорт, обеспечение водой, газоснабжение, телефон и т.д.).

Уровень развития местной инфраструктуры город Басарабяска развита в недостаточной степени.

Жилищный фонд населенного пункта составляет 230 тыс. м2.  В городе 3500 домов и 1960 квартир, из которых 3200 домов и 1960 квартир оборудованы централизованным водоснабжением или 94,5%, 155 домов или 1940 квартир имеют доступ к канализации или 38,4%, и 2999 домов и 1960 квартир или 90,8% газифицированы. На территории города расположены 11 артскважин, находящихся в рабочем состоянии, и 98 колодцев, небольшое количество из которых отвечают санитарным нормам. Объем потребленной воды в 2016 году составил 390,7 тыс. м3, а в расчете на 1 жителя годовой объем достиг 551 м3. Суточное потребление составило 55 литров в расчете на 1 жителя.

Стремительный рост цен на энергетические ресурсы значительно ограничивает их потребление. С этой перспективы, развитие в мелких масштабах возобновляемых энергетических ресурсов, таких как солнечная энергия или ветровая, предоставляют шанс значительно удешевить важные энергетические ресурсы.

Телефонизация города осуществлена в объеме 2470 домов и 1764 квартир, что составляет 96%.  Количество абонентов, подключенных к сети Интернет достигло 1500 домов и 1120 квартир, что составляет 48%.

Число пустующих домов и квартир на конец 2016 года составило 230 и 300 соответственно.

С другими населенными пунктами город связан автодорогой, проходящей через Басарабяску к государственной границе с Украиной.

 

2.2.7 Состояние окружающей среды и экологическая ситуация

Город Басарабяска очень зеленый, где практически по всей территории в границах города посажены разные типы деревьев. Сохранены лесопосадки вокруг города, что способствует задержке снега в зимний период времени и влаги в весенне-осенний периоды времени.

В городе отсутствует вредное производство, которое могло наносить ущерб окружающей среде. На протяжении последних лет была решена проблема ликвидации стихийных мусоросвалок, которые устраивали горожане в разных частях города. Создан полигон сбора твердых бытовых отходов на территории 4 га, но его территория требует благоустройства и установки ограждений с целью повышения эффективности его эксплуатации. Согласно утвержденному графику, муниципальными службами осуществляется вывоз твердых бытовых отходов у населения и экономических агентов города. Необходимо отметить, что ключевой проблемой является отсутствие системы разделения твердых бытовых отходов и реализация в виде вторичного сырья, что существенно изменило бы экологическую ситуацию вокруг города.

Отсутствие полного покрытия города системой канализации и устаревшие очистные сооружения создают взрывоопасную ситуацию со стоками неочищенных вод в реку Когыльник.

В настоящее время большой проблемой для города являются подпочвенные воды, расположенные близко к поверхности земли, а также солончаки. Заиленное русло реки Когыльник провоцирует частые затопления части домов и улиц города талыми и паводковыми водами. Русло реки протянулось на 5 км по территории города.

 

2.2.8. Социальная сфера: образование, здравоохранение, культура. Тенденции

 

2.2.8.1. Образование

Система учреждений образования города состоит из 4-х детских садов на 460 мест в которых общая численность персонала составляет 115, в том числе 37 воспитателей, которые посещают 410 ребенка, а также учреждений доуниверситетского цикла одной гимназии  и трех лицеев. Можно отметить, что степень загруженности учреждений значительно ниже проектной мощности.

В городе действует районный дом детского творчества «Лучафэрул», который предлагает детям возможность посещения кружков: танцевальный, вокально-инструментальный, ритмическая гимнастика, шахматы, рукоделие, творчество. Для развития навыков у молодежи успешно работает клуб дебатов «Plai Natal». В 2008 году была закончена реконструкция и благоустройство территории дома детского творчества и как результат, он выглядит как настоящий дворец для детей.

 

2.2.8.2. Здравоохранение

Медицинское обслуживание населения города осуществляется через службу скорой помощи, районную поликлинику, службу семейных врачей и районную больницу на 72 больничные койки и состоит из: детского, терапевтического, хирургического и родильного отделений. Центр здоровья (служба семейных врачей), коллектив которого состоит из 25 человек, из которых 8 семейных врачей и 16 представителей среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачебными кадрами в городе Басарабяска не соответствует нормативам. Требуется капитальный ремонт всех зданий медицинских учреждений, а также оснащение современным медицинским оборудованием. Скорая помощь состоит из 2-х бригад.

В городе функционирует 5 аптек, где общая торговая площадь составляет около 250 м2, а также функционирует 5 стоматологических клиник.

 

2.2.8.3. Культура

Сеть учреждений культуры населенного пункта состоит из Дома культуры, 4-х публичных библиотек (городская публичная и ее филиал, детская библиотека и ее филиал). Библиотеки расположены в разных зданиях, что создает сложности в текущей эксплуатации. Как Дом культуры, так и библиотеки нуждаются в усовершенствовании материально-технического оснащения. Деятельность Дома культуры обеспечивается 3 работниками. В настоящее время в Доме культуры нет народных или самодеятельных коллективов. Городской дом культуры располагает зрительным залом на 300 посадочных мест и фойе для проведения дискотек на 100 человек.

Количество экземпляров библиотечного фонда составляет 51410 единиц, количество читателей 2746 человек, количество посещений библиотек 25226 случаев, фактическая обеспеченность читателей библиотечным фондом ниже нормы и составляет 4,7 единицы. Необходимо проводить работу в историческом и этнографическом направлениях – вести работу по подготовке и изданию книг об истории города Басарабяска.

Историческим памятником и центром православия в городе является Православный храм Св. Николая, освященный в 2014 году. Архитектурный комплекс храма расположен в центре города по главной улице. В советскую эпоху церковь была разрушена.

 

2.2.8.4. Социальное обеспечение населения

Задачами органов местного публичного управления первого уровня является выявление социальных проблем, развивать и финансировать поддержку социальных услуг, поддерживать партнерские отношения с неправительственными организациями в целях развития социальных услуг.

 

Таблица 3

Данные по социально-уязвимым группам населения г. Басарабяска

 

№ п/п

Социально-уязвимая группа населения

Ед. изм

Количество

1

Получатели пособий по возрасту (пенсии по старости)

чел

1815

2

Получатели пенсий по инвалидности

чел

864

3

Получатели соц. пособий (без учета получателей детских пособий)

чел

268

4

Получатели пенсий по случаю потери кормильца

чел

12

5

Многодетные семьи (3 и более детей до 18 лет)

ед

41

6

Семьи, имеющие детей под опекой/попечительством

ед

45

7

Семьи, имеющие в своем составе инвалидов

ед

858

 

в т.ч. семей, имеющих детей-инвалидов (до 16 лет)

ед

76

 

          семей с одним родителем

ед

10

8

Дети-инвалиды (до 16 лет)

чел

50

9

Дети, живущие с опекунами

чел

52

 

Источник: Данные примария города Басарабяска.

 

Из приведенных данных следует, что значительная часть населения города нуждается в социальной поддержке. Поэтому необходимо активизировать работу по всем направлениям социального обеспечения. В связи с увеличением числа жителей, проживающих в городе ниже черты бедности, целесообразно открыть столовую для социально-уязвимых слоев населения, дом содержания пожилых людей.

 

2.2.8.5. Молодежь и развитие спорта

В городе Басарабяска действует городской молодежный ресурсный центр «Феникс», где заняты 12 человек. Они организуют работу разнообразных секций, а также предоставляют консультации и информацию по вопросам молодежи. При проведении молодежных мероприятий данный центр объединяет усилия с примарией города и молодежными организациями.

В городе Басарабяска практически нет спортивных сооружений. Имеется 4 школьных спортивных зала, которые не отвечают современным требованиям и требуют ремонта, технического оснащения и не могут удовлетворить потребности населения, занимающихся спортом.

Нуждается в капитальном ремонте имеющееся поле для мини-футбола.В реконструкции и  реорганизации деятельности нуждается  стадион «Локомотив», который в настоящее время используется только на 20%.В целях развития города, необходимо предусмотреть размещение спортивных сооружений (площадок для мини футбола, плоскостных спортивных площадок), их благоустройство и оснащение, а также организацию спортивных секций.

 

     2.2.8.6. Средства массовой информации

          В городе Басарабяска нет общественных  городских печатных средств массовой информации. С 2001 года в городе работает ООО «Л.В.Топал», которое оказывает услуги по информированию горожан посредством местной студии BAS-TV и радио BAS-FM. Телестудия оказывает услуги эфирного телевидения и посредством кабельной сети, к которой подключены около 25% горожан. Также услуги цифрового телевидения посредством кабельной сети осуществляет Moldtelecom к которому подключены 30% горожан.

Кроме того, в городе находится студия изготовления вещательных программ национального вещательного канала TV Regional, который вещает на всей территории Республики Молдова и входит в пакет программ, транслируемых кабельными операторами в разных населенных пунктах страны. Наряду с местными операторами, на территории города осуществляется эфирное вещание национальных каналов.

 

          2.3 Развитие общественных организаций

В городе Басарабяска зарегистрированы и действуют следующие общественные организации:

1. Общественное объединение «Женский клуб «Голубка». Учреждено 12 марта 2003 года. Его деятельность направлена на повышение гражданского самосознания женщин, детей и молодежи. Реализованы 19 проектов.В город привлечены более 2 млн. леев Основные грантодатели – Национальный центр «Контакт», Фонд Евразия в Молдове, Фонд Сороса в Молдове, Посольство США в Молдове, Украинский женский фонд, UNICEF, FISM, Фонд Восточная Европа.

2. Общественное объединение «Spiritus». Создана 23 декабря 2003 г. Реализованы 4 проекта. Грантодатели: Фонд Сороса в Молдове, Копус Мира, Представительство Австрии в Молдове.

3. Ассоциация родителей лицея им. А.С.Пушкина. Создана в 2003 году. Реализованы 2 проекта. Финансировали их Министерство образования и ФИСМ.

4. Ассоциация родителей лицея Matei Basarab. Создана в 2003 году. Реализованы 2 проекта. Финансировали их Министерство образования и ФИСМ.

5. Ассоциация родителей лицея им. Н.В.Гоголя. Создана в 2007 году. Реализован один проект, в результате которого был оборудован мебелью компьютерный класс. Финансирование – Министерство образования.

6. Ассоциация родителей детского сада «Солнышко». Создана 26 июня 2009.Участие в одном проекте «Образование для всех» при финансовой поддержке Министерства образования. Приобрели компьютерное оборудование, цифровой фотоаппарат; оборудовали мягким инвентарем музыкальный зал.

7. Ассоциация родителей детского сада «Аленка». Создана 01 января 2009. Оформили музыкальный зал, приобрели спортинвентарь, аудиотехнику, игрушки.

8. Ассоциация родителей детского сада «Антошка». Создана 2006 году. Приобрели в группы ковры, компьтер, моющий пылесос, оборудование для физкультуры, каждый год за их счет проводится текущий ремонт. Реализован проект по ремонту детского сада на 1,2 миллиона леев. Финансирование – ФИСМ.

9. Ассоциация родителей детского сада «Андриеш». Создана в 2008 году. Приобретено компьютерное оборудование для детского сада, магнитофон, ковровые дорожки, светильники в группы.Ассоциация активно участвовала в проекте по строительству ограждения детского сада.

10. Общество участников ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Защищает и лоббирует интересы членов организации, а также решает свои внутриорганизационные проблемы. Проводит работу по увековечиванию памяти участников событий ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

11. Общество участников Афганских событий. Проводит дни памяти, занимается моральной и материальной поддержкой ветеранов войны в Афганистане.

12. Общество инвалидов города. Проводит мероприятия, посвященные дням инвалидов, в том числе ежегодный новогодний утренник для детей-инвалидов. Организует доставку и раздачу гуманитарной помощи членам общества.

13. Организация ветеранов железнодорожного транспорта. Организует отдых ветеранов в сотрудничестве с отраслевой профсоюзной организацией. Организует художественную самодеятельность в форме хора. Организует распределение гуманитарной помощи своим членам.

14. Общество инвалидов по зрению. Вовлекает в производственный процесс трудоспособное население, организует распределение гуманитарной помощи, отдых членов общества.

15. Спортивное общество «Старт». Вовлекает в занятие спортом и физкультурой людей с плохим зрением и незрячих, организует для них различные спортивные турниры. Помогает участвовать в республиканских соревнованиях.

16. Молодежная организация «Feed-Back». Зарегистрирована в 2016 году. Реализует программы и проекты для молодежи и подростков города Басарабяска. Инициирует вовлечение молодежи в качестве волонтеров при реализации общественно-полезных проектов в городе Басарабяска.

          Следует отметить, что на большинстве крупных и средних предприятий, а также в бюджетных учреждениях города действуют профсоюзные организации, которые отстаивают права работников в отношениях с работодателями

 

2.4 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT)

 

Анализ социально-экономического развития города Басарабяска позволил выявить сильные и слабые стороны, установить возможные перспективы и угрозы.

 

 

III. Видение, миссия, ценности и стратегические цели

 

3.1 Видение.

Видение развития города к 2021 году:

·       Современная инфраструктура обеспечивает жителям и гостям города благоприятную, безопасную и удобную среду обитания, а также создаёт благоприятные возможности развития предпринимательства и повышения его конкурентоспособности.

·       Город Басарабяска известен на юге Бессарабии как динамично развивающийся, мультикультурный, уютный и безопасный город.

·       В городе действует конкурентоспособная система лицеев и гимназий, дошкольных детских учреждений и дома творчества, которая основана на высоком качестве преподавания и современной материально-технической базе создающей возможности для реализации инициатив.

·       Степень занятости населения и уровень средней зарплаты в городе Басарабяска выше, чем в среднем по региону развития Юг Республики Молдова.

·       Город, обеспечивающий свое развитие через налаживание и расширение сотрудничества со своими соседями и городами-побратимами.

 

3.2 Миссия

Город Басарабяска – комплексно развивающийся, основывающийся на привлечении и удержании человеческого потенциала, развитии экологического агробизнеса и туризма через привлечение инвестиций и использование современных технологий в сфере развития малых и средних предприятий, создания устойчивой экосистемы, а также развития местных самобытных традиций.

Стратегические ориентиры в развитии:

§  повышение качества жизни жителей города;

§  оптимизация использования ресурсов, имеющихся в распоряжении города;

§  развитие инфраструктурной базы города;

§  улучшение состояния окружающей среды;

§  улучшение инвестиционной привлекательности города.

3.3 Ценности

Среди основных ценностей населения города Басарабяска и органов местного публичного управления были перечислены следующие:

§  взаимодействие органов местной публичной власти и населения;

§  создание благоприятных условий и предоставление организаторской, финансовой и другой поддержки производственным предприятиям в различных областях;

§  создание условий для более активного участия молодежи в различных сферах предпринимательской деятельности;

§  оказание информационной, кадровой поддержки инвестиционной деятельности.

 

3.4 Стратегические цели развития

Стратегическая цель 1. Разработка и реализация местных политик и механизмов для улучшения и развития городской инфраструктуры.

Стратегическая цель 2. Улучшение бизнес среды города и реализация механизмов по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Стратегическая цель 3. Совершенствование социальной сферы развития города.

Стратегическая цель 4. Содействие межкультурному диалогу и коммуникации представителей разных национальностей, проживающих в городе.

 

 

IV. Стратегический план    

 

4.1Формулировка стратегических проблем

На основании социально-экономического анализа, сильных, слабых сторон, возможностей и угроз, миссии, видения развития города, были установлены стратегические проблемы в следующих направлениях:

 

1. Образование:

·       необходимость проведения капитального ремонта дошкольных учебных заведений;

·       необходимость проведения капитального ремонта в лицеях города и техническое переоснащение;

·       реконструкция и переоснащение пищеблоков.

 

2. Здравоохранение:

·       необходимость технического оснащения офиса семейных врачей (поликлиника);

·       необходимость ограждения территории районной поликлиники;

·       необходимость повышения уровня оснащенности станции Скорой помощи.

 

 

3. Социальная поддержка и защита:

·       открытие социальной столовой для социально уязвимых слоев населения.

·       отсутствие дома престарелых в городе.

 

4. Культура:

·       необходимость в  ремонте, реконструкции  городского дома культуры;

·       недостаточное материально - техническое оснащение Д/К и библиотек;

·       устаревшие библиотечные фонды.

 

5. Сельское хозяйство:

·       наличие большого количества необработанных сельхозугодий (списанные, но не раскорчеванные сады и виноградники);

·       не производится обновление многолетних насаждений;

·       нет своего производства хлеба и хлебобулочных изделий;

·       отсутствует пункт приема и отправки молока, шерсти и мяса

6. Развитие бизнес среды в городе:

·       отсутствие холодильного комплекса для хранения овощей и фруктов;

·       отсутствие оборудования переработки фруктов и овощей на территории города;

·       необходимость строительства производства по переработке козьего и овечьего молока до 5 тн в сутки;

·       низкий уровень развития промышленности, предприятий малого и среднего бизнеса;

·       отсутствие в городе экономической инфраструктуры содействия развитию предпринимательства;

·       проблемы с полноценной загрузкой Молдавской Железной дороги и зависимость в развитии различных секторов города Басарабяска от данного предприятия.

 

7. Проблемы жилишно- коммунального хозяйства.

·       в капитальном ремонте и замене  нуждаются 25 км водопроводных сетей, которые на 80% состоят  канцерогенного асбесто-цемента;

·       нуждается в строительстве и ремонте  система канализационных стоков-  40 км;

·       необходимость капитального ремонта очистных сооружений города;

·       отсутствие  туристического маршрута в городе;

·       отсутствие навигационных знаков в городе (номера домов, название улиц).

 

8. Проблемы по охране окружающей среды:

·       необходимо благоустройство центральной мусоросвалки  и её реконструкция;

·       для избавления от затоплений необходимо углубление русла реки Когыльник;

·       необходима очистка озера в районе депо, капитальный ремонт гидротехнических сооружений;

·       давно не проводилась очистка и благоустройство шахтных колодцев в городе;

·        не организован централизованный вывоз твердых бытовых отходов 

 

9. Проблемы по благоустройству:

·       уличное освещение города обеспечено только на  60 %;

·       отсутствие финансовых средств на разработку технических проектов;

·       капитальный ремонт дорог и тротуаров;

·       необходимость капитального ремонта автобусных остановок в городе;

·       в благоустройстве нуждается  центр города;

·       не производится ремонт Мемориала Славы -  памятника войнам, погибшим в ВОВ  1941-1945 годов и благоустройство прилегающей территории;

·       необходимо озеленение территории города, посадка зеленых насаждений.

·       Не благоустроена территория вокруг Кургана Дружбы.

 

4.2 План действий (проекты)

Для каждой стратегической проблемы были определены проекты, ведущие к комплексному решению этих проблем.

Проект № 1. Модернизация системы водоснабжения г. Басарабяска.

Проект № 2. Строительство и реконструкция канализационных сетей г.Басарабяска.

Проект № 3. Реконструкция насосной станции и напорного коллектора в жилом массиве Совхоз в городе Басарабяска.

Проект № 4. Капитальный ремонт очистных сооружений г. Басарабяска.

Проект № 5. Установка систем уличного освещения на основе современных систем в г. Басарабяска.

Проект № 6. Строительство дренажной система города Басарабяска (защита города от затопления и подтопления).

Проект № 7. Углубление русла реки Когыльник (5 км) с целью понижения уровня грунтовых вод.

Проект № 8. Строительство защитных сооружений озера Карьер.

Проект № 9. Строительство тротуаров в городе Басарабяска по ул. Гоголя, ул. Пушкина, ул. Ленина, ул. К.Маркса, ул. Трудовая, ул.Вокзальная.

Проект № 10. Строительство тротуара (двусторонний 3 км), дороги и стоков по ул. Кишиневская города Басарабяска.

Проект № 11. Строительство тротуаров и установка освещения по ул.Матросова в городе Басарабяска.

Проект № 12. Строительство и реконструкция дорог города Басарабяска.

Проект № 13. Техническое оснащение МП ЖКХ г. Басарабяска.

Проект № 14. Техническое оснащение службы сбора твердых бытовых отходов г. Басарабяска.

Проект № 15. Благоустройство полигона твердых бытовых отходов г. Басарабяска.

Проект № 16. Модернизация системы сбора твердых бытовых отходов в г.Басарабяска.

Проект № 17. Благоустройство Кургана Дружба.

Проект № 18. Очистка и благоустройство территории озера Карьер.

Проект № 19. Благоустройство парка рядом со стадионом «Локомотив» г. Басарабяска.

Проект № 20. Создание бизнес-инкубатора в г. Басарабяска.

Проект № 21. Создание индустриального парка в г. Басарабяска.

Проект № 22. Продвижение имиджа г. Басарабяска с регистрацией брендов товаров.

Проект № 23. Создание предприятия по производству хлеба и хлебобулочных изделий в г. Басарабяска.

Проект № 24. Создание комплекса по переработке козьего и овечьего молока.

Проект № 25. Разработка туристического гида по г.Басарабяска.

Проект № 26. Разработка туристического маршрута и благоустройство исторических мест в г.Басарабяска.

Проект № 27. Электронная примария – повышение эффективности оказания услуг в г.Басарабяска.

Проект № 28. Создание единого окна в примарии г. Басарабяска при оказании услуг предпринимателям.

Проект № 29. Создание музея города Басарабяска.

Проект № 30. Реконструкция стадиона «Локомотив».

Проект № 31. Строительство детских площадок в микрорайонах: Совхоз, Станция, Поликлиника, улица Ленина и улица Гоголя.

Проект № 32. Реконструкция игровых площадок в  детских садах № 1, № 2, № 3, № 4.

Проект № 33. Капитальный ремонт кровли в детском саду № 3.

Проект № 34. Установка тренажеров в сквере «Любви и добра».

Проект № 35. Строительство спортивной площадки по ул.Трудовая, 26.

Проект № 36. Капитальный ремонт здания МРЦ «Феникс».

Проект № 37. Возрождение этно-культурного центра «Радуга».